background image

 

 

 

 
 
 
 
 


background image

 

 

Положение о наставничестве 

 

1.

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

 

1.1. Положение о наставничестве в разработано на основе Федерального закона от 

29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  

1.2. Настоящее Положение о наставничестве (далее – Положение) определяет цель, 

задачи,  права,  обязанности  наставников  и  молодых  специалистов,  порядок  реализации 
наставничества в образовательном учреждении (далее – Учреждение). 

1.3.  Наставничество  является  разновидностью  индивидуальной  методической 

работы  с  педагогическими  работниками  Учреждения,  не  имеющими  трудового  стажа 
педагогической  деятельности  или  с  молодыми  специалистами,  назначенными  на 
должность по окончанию высшего или среднего профессионального  учебного заведения, 
работающими в данной образовательной организации менее 3-х лет.  

1.4.  Назначением  наставничества  является  формирование  целостной  эффективной 

системы 

методического 

сопровождения 

молодых 

специалистов/педагогических 

работников Учреждения, не имеющих трудового стажа педагогической деятельности, в их 
профессиональном становлении с целью повышения их квалификации.  

1.5. Правовой основой наставничества является Закон Российской Федерации «Об 

образовании  в  Российской  Федерации»,  приказы  и  распоряжения  Министерства 
образования  Ростовской  области,  Устав  Учреждения,  настоящее  Положение  и  другие 
локальные акты Учреждения.  
 

2.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 

 

2.1.  Целью  наставничества  является  оказание  поддержки  и  практической  помощи 

молодым  специалистам/начинающим  педагогическим  работникам  Учреждения  в 
профессиональном  становлении,  успешной  и  быстрой  их  адаптации  к  условиям  и 
требованиям Учреждения и общего образования в целом.  

2.2. Основные задачи наставничества:  
-  развитие  имеющихся  у  молодых  специалистов/начинающих  педагогических 

работников Учреждения знаний и умений в области предметной специализации, методики 
преподавания,  оказание  им  помощи  в  преодолении  профессиональных  затруднений, 
развитие  способности  самостоятельно  и  качественно  выполнять  возложенные  на  них 
обязанности по занимаемой должности;  

ускорение 

процесса 

адаптации 

молодого 

специалиста/начинающего 

педагогического  работника  Учреждения  в  педагогическом  коллективе,  усвоения  лучших 
традиций Учреждения и принятых правил поведения;  



содействие 

профессиональному 

становлению 

молодого 

специалиста/начинающего  педагогического  работника  Учреждения,  формированию 
индивидуального стиля профессиональной деятельности;  

- формирование мотивации у молодого специалиста/начинающего педагогического 

работника  Учреждения  к  непрерывному  профессиональному  саморазвитию  и 
самообразованию.  
 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА 

 

3.1 

Наставничество 

в 

Учреждении 

предусматривает 

систематическую 

индивидуальную  работу  опытного  педагогического  работника  по  развитию  у  молодого 
специалиста/начинающего  педагогического  работника  необходимых  компетенций  в 
области  содержания  и  методики  преподаваемой  дисциплины,  осуществления  всех  видов 
педагогической деятельности.  


background image

 

 

3.2. Наставничество устанавливается над следующими категориями педагогических 

работников Учреждения:  

- начинающими педагогическими работниками, впервые принятыми на должность, 

не  имеющими  трудового  стажа  педагогической  деятельности  в  образовательном 
учреждении, вне зависимости от их возраста;  

-  молодыми  специалистами-выпускниками,  закончившими  высшие  и  средние 

профессиональные образовательные учреждения.  

3.3. Наставником может быть педагогический работник Учреждения, обладающий 

высоким  уровнем  профессионализма,  показывающий  стабильно  высокие  результаты 
работы,  постоянно  повышающий  свой  профессиональный  уровень,  пользующийся 
авторитетом  и  уважением  среди  коллег,  владеющий  необходимыми  профессионально 
значимыми качествами, в том числе открытостью и гибкостью в общении, способностью и 
готовностью  делиться  профессиональным  опытом.  Стаж  педагогической  деятельности 
наставника  должен  быть  не  менее  5  лет.  (в  исключительных  случаях  допускается  стаж 
педагогической деятельности  менее пяти , но более трех лет) 

3.4. 

Наставник 

назначается 

для 

оказания 

помощи 

молодому 

специалисту/начинающему  педагогическому  работнику  в  приобретении  практических 
навыков,  необходимых  для  педагогической  работы  по  занимаемой  должности,  при 
выработке  умения  применять  теоретические  знания,  полученные  в  учебном  заведении  в 
конкретной  практической  работе,  а  также  для  адаптации  молодого  специалиста/ 
начинающего педагогического работника в педагогическом коллективе, создания условий 
по  формированию  у  него  потребности  в  непрерывном  профессиональном 
самообразовании и саморазвитии.  

3.5.  Назначение  наставника  производится  приказом  директора  Учреждения  не 

позднее двух недель с момента назначения педагогического работника на должность при 
обоюдном согласии предполагаемого наставника и молодого специалиста (наставляемого) 
сроком  от  1  до  3-х  лет  в  зависимости  от  уровня  профессиональной  подготовки 
наставляемого,  его  индивидуальных  способностей  к  накоплению  и  обновлению 
профессионального опыта.  

3.6.  Руководство  деятельностью  наставников  возлагается  на  руководителя 

наставничества  в  Учреждении  (заместителя  директора  по  учебно  -  методической  работе 
или  другого  представителя  административно-управленческого  персонала),  который 
должен:  

создать 

необходимые 

условия 

для 

совместной 

работы 

молодого 

специалиста/начинающего  педагогического  работника  с  закреплённым  за  ним 
наставником;  

-  осуществлять  контроль  за  деятельностью  наставника  и  наставляемого,  вносить 

необходимые изменения или дополнения в процесс работы по наставничеству;  

-  посещать  отдельные  уроки/занятия  и  внеклассные  мероприятия,  проводимые 

наставником и молодым специалистом/ начинающим педагогическим работником;  

-  оказывать  методическую  помощь  наставникам  и  психологическую  поддержку 

молодым специалистам/начинающим педагогическим работником, мотивировать молодого 
специалиста к педагогической активности;  

-  по  окончании  периода  наставничества  проводить  собеседование  с  работником 

Учреждения, прошедшим становление в должности;  

-  изучать,  обобщать  и  распространять  положительный  опыт  организации 

наставничества в Учреждении;  

- определить меры поощрения наставников.  
Руководитель наставничества обязан:  
-  рассмотреть  программу  работы  наставника  с  молодым  специалистом/ 

начинающим педагогом;  


background image

 

 

-  обеспечить  возможность  осуществления  наставником  своих  обязанностей  в 

соответствии с настоящим Положением;  

- осуществлять систематический контроль работы наставника. 
3.7. Организация работы по наставничеству осуществляется на основе программы 

работы  наставника  с  молодым  специалистом/  начинающим  преподавателем,  который 
согласовывается с руководителем наставничества в Учреждении.  

3.8. При наличии 3х и более молодых специалистов/ начинающих педагогических 

работников может быть организована работа «Школы молодого педагога» в соответствии с 
планом, утвержденным руководителем наставничества в Учреждении.  

3.9.  В  конце  учебного  года  наставник  готовит  отчет  о  результатах  работы  с 

молодым  специалистом.  При  необходимости  работнику,  в  отношении  которого 
осуществлялось  наставничество,  даются  конкретные  рекомендации  по  дальнейшему 
повышению профессионального мастерства.  

3.10.  Замена  наставника  может  производиться  приказом  директора  Учреждения  в 

случаях:  

- прекращения трудового договора с наставником;  
-  перевода  наставника  или  наставляемого  на  иную  должность  или  в  другое 

структурное подразделение;  

-  возникновения  психологических  барьеров  во  взаимодействии  наставника  и 

наставляемого;  

-  возникновения  иных  обстоятельств,  препятствующих  осуществлению  процесса 

профессионального становления наставляемого.  

 

4.

 

ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НАСТАВНИКА, ЕГО 

ОБЯЗАННОСТИ 

 

Программа  работы  наставника  с  наставляемым  разрабатывается  наставником  на  1 

год и утверждается руководителем наставничества в Учреждении.  

4.1.  Наставник  молодого  специалиста/педагогического  работника,  впервые 

начинающего работать:  

-  знакомит  наставляемого  с  деятельностью  педагогического  коллектива,  его 

традициями,  социальными  партнерами,  особенностями  организации  образовательного 
процесса и методической работы;  

-  оказывает  помощь  в  изучении  законодательных  актов  в  сфере  образования, 

действующих  федеральных  государственных  образовательных  стандартов,  учебных 
планов,  образовательных  программ  и  пояснительных  записок  к  ним,  локальных  актов 
Учреждения;  

-  консультирует  по  составлению  рабочей  программы,  КТП,  учебно-методического 

обеспечения образовательного процесса;  

-  оказывает  методическую  помощь  в  планировании  и  подготовке  уроков/учебных 

занятий, подборе дидактических материалов, наглядных пособий, контрольных работ и т. 
п.;  

-  посещает  уроки  наставляемого  с  последующим  анализом  (согласно  программе 

наставничества); 



организует  посещение  наставляемым  уроков  коллег  по  ШМО  и  уроков  лучших 

преподавателей с последующим совместным обсуждением и анализом;  

- помогает наладить взаимоотношения с обучающимися и их родителями;  

контролирует  и  направляет  работу  наставляемого  по  непрерывному 

профессиональному самообразованию.  

4.2. Обязанности по осуществлению наставничества закрепляются в  должностной 

инструкции наставника.  

4.3. Наставник обязан:  


background image

 

 

-  знать  требования  законодательных  и  иных  нормативных  правовых  актов 

Российской  Федерации  и  Ростовской  области  в  сфере  образования,  нормативных  актов, 
определяющих  права  и  обязанности  молодого  специалиста  по  занимаемой  должности, 
ориентироваться  в  приоритетных  направлениях  развития  системы  общего  образования, 
знать  структуру  и  особенности  реализации  ФГОС,  современные  образовательные 
технологии и методы обучения;  

-  изучать  деловые  и  нравственные  качества  молодого  специалиста/начинающего 

педагогического  работника,  выявлять  его  отношение  к  проведению  занятий,  коллективу 
Учреждения, обучающимся и их родителям;  

- разработать программу наставничества;  
-  оказывать  помощь  молодому  специалисту  в  разработке  и  реализации 

индивидуальной  траектории  профессионального  развития  с  учетом  уровня  его 
педагогической, методической и профессиональной подготовки по дисциплине;  

контролировать 

и 

оценивать 

выполнение 

индивидуального 

плана 

профессионального развития;  

-  вводить  в  должность  (знакомить  с  основными  обязанностями,  требованиями, 

предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда 
и техники безопасности);  

-  оказывать  молодому  специалисту  индивидуальную  помощь  в  овладении 

педагогической  профессией,  практическими  приёмами  и  способами  проведения  учебных 
занятий  и  внеклассных  мероприятий,  выявлять  и  совместно  устранять  допущенные 
ошибки;  

-  мотивировать  и  поощрять  молодого  специалиста/  начинающего  преподавателя  к 

саморазвитию и самосовершенствованию;  

- способствовать раскрытию творческого потенциала начинающего педагога;  
-  личным  примером  развивать  положительные  качества  молодого  специалиста, 

содействовать  развитию  общекультурного  и  профессионального  уровня;  привлекать  к 
участию  в  общественной  жизни  коллектива,  прививать  наставляемому  чувство 
профессиональной  гордости,  ответственное  и  добросовестное  отношение  к  работе, 
уважение к корпоративным традициям Учреждения;  

-  по  итогам  наставничества  представлять  руководителю  наставничества  в 

Учреждении отчет по работе с молодым специалистом за учебный год;  

-  участвовать  в  подготовке  заключения  о  проверке  соответствия  занимаемой 

должности молодого специалиста по результатам испытательного срока.  

 

5. ПРАВА НАСТАВНИКА 

 

5.1. Наставник имеет право:  
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с наставничеством;  
- знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела наставляемого, 

иными документами, характеризующими наставляемого;  

-  с  согласия  заместителя  директора,  руководителя  ШМО  подключать  для 

дополнительного обучения молодого специалиста других сотрудников Учреждения;  

- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной 

деятельностью  молодого  специалиста,  вносить  предложения  о  его  поощрении  или 
применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;  

- вносить предложения и рекомендации по совершенствованию профессиональной 

деятельности молодого специалиста, по его участию в системе непрерывного образования, 
прохождению аттестации;  

-  обращаться  с  мотивированным  заявлением  на  имя  директора  Учреждения  с 

просьбой  о  сложении  с  него  обязанностей  наставника  в  отношении  конкретного 


background image

 

 

педагогического  работника  по  причине  личного  характера  или  успешного  овладения 
наставляемым необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками.  

 

6. ОБЯЗАННОСТИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА 

 

6.1.  Молодой  специалист/начинающий  педагогический  работник  (наставляемый) 

должен:  

-  знать  свои  должностные  обязанности,  основные  направления  деятельности, 

полномочия и организацию работы в Учреждении;  

- выполнять распоряжения и указания, связанные с его трудовой деятельностью;  
-  использовать  в  своей  работе  современные  педагогические  технологии 

(информационные, здоровьесберегающие, деятельностные);  

- повышать свою квалификацию под непосредственным руководством наставника в 

соответствии с дорожной картой профессионального развития.  

6.2. В период наставничества наставляемый обязан:  
-  изучать  федеральные  и  региональные  нормативные  документы  по  общему 

образованию,  нормативные  документы  и  локальные  акты  Учреждения,  определяющие 
права и обязанности работника, в том числе Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ 
«Об  образовании  в  Российской  Федерации»,  Устав  Учреждения,  должностную 
инструкцию, ФГОС и т. д.;  

-  разработать  и  реализовать  индивидуальную  траекторию  профессионального 

развития;  

-  постоянно  работать  над  повышением  профессионального  мастерства,  овладевать 

практическими навыками по занимаемой должности;  

-  совершенствовать  свой  профессиональный  и  культурный  уровень;  совместно  с 

наставником устранять допущенные ошибки;  

-  принимать  активное  участие  в  работе  ШМО,  творческих  и  рабочих  групп  по 

совершенствованию образовательного процесса и развитию Учреждения в целом;  

-  по  окончании  срока  наставничества  в  течение  двух  недель  представить 

руководителю наставничества в Учреждении отчет о выполнении индивидуального плана 
профессионального развития с отзывом наставника.  
 

7. ПРАВА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА 

 

7.1. Наставляемый имеет право:  
-  пользоваться  имеющимися  в  Учреждении  нормативными  правовыми  актами, 

учебно-методической  и  иной  документацией  по  вопросам  профессиональной 
деятельности;  

-  в  индивидуальном  порядке  обращаться  к  наставнику  за  советом,  помощью  по 

вопросам, связанным с трудовой деятельностью (просить оказать ему квалифицированную 
помощь  при  подготовке  к  урокам  и  внеклассным  мероприятиям,  а  также  в  работе  с 
родителями);  

- выбирать формы повышения квалификации;  
-  знакомиться  с  документами,  содержащими  оценку  его  работы,  давать  по  ним 

объяснения;  

-  при  невозможности  установления  личного  контакта  с  наставником  выходить  с 

ходатайством к директору Учреждения о замене наставника;  

-  вносить  на  рассмотрение  администрации  предложения  по  совершенствованию 

работы, связанной с наставничеством;  

- защищать профессиональную честь и достоинство;  


background image

 

 

-  требовать  конфиденциальности  дисциплинарного  (служебного)  расследования  за 

исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2012 № 273- ФЗ 
«Об образовании в Российской Федерации».  

 

8. ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ НАСТАВНИЧЕСТВО 

 

8.1. К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:  
- данное Положение о наставничестве,  
-  приказ  директора  о  закреплении  наставников  за  молодыми  специалистами 

(начинающими преподавателями);  

- программа работы наставников с молодыми специалистами (Приложение 1);  
-  программа работы  «Школы молодого  учителя» при наличии 3х и более молодых 

специалистов (Приложение 2); 

-  протоколы  заседаний  методического  совета,  ШМО,  на  которых  рассматривались 

вопросы наставничества;  

- отчет наставников о результатах работы с молодым специалистом за учебный год 

(Приложение 3);  

- методические рекомендации по организации наставничества в Учреждении; 
- анкетирование по результатам наставничества (Приложение 4).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

 

 

Приложение 1 

 

Программа работы наставников с молодыми специалистами (образец) 

 

№ 

п/п 

месяц 

1 неделя 

2 неделя 

3 неделя 

4 неделя 

 

 

 

 

с
е

н

т

я
б
р
ь 

Собеседование с 
молодыми 
специалистами 
«Правила внутреннего 
распорядка и режим 
работы» 
Посещение уроков 
молодого специалиста 
с целью оказания  
методической помощи. 

Инструктаж о 
ведении школьной 
документации. 
Нормы оценивания 
знаний учащихся. 
Посещение 
молодым 
специалистом  
родительских 
собраний у 
наставника, их 
анализ Посещение 
уроков молодого 
специалиста с 
целью оказания  
методической 
помощи. 

Практическое занятие 
для молодых 
специалистов 
«Планирование учебного 
материала: тематическое 
и поурочное 
планирование» 
Формы и методы работы 
на уроке. Система опроса 
обучающихся. 

 

Микроисследование 
«Диагностика 
профессионального 
уровня  педагогического 
коллектива» 
(анкетирование молодых 
учителей) 
Выбор темы по 
самообразованию.  

о

к

т

я
б
р
ь 

1 неделя 

2 неделя 

3 неделя 

4 неделя 

 

 

 

 

Практическое занятие 
«Современный урок и 
его анализ» 
Работа со школьной 
документации 

 
 
 

Практическое 
занятие: 
«Работа с 
тетрадями, 
дневниками, 
личными делами 
учащихся» 

Организация уроков 
молодого специалиста 
учителем – наставником 
с целью оказания ему 
методической помощи 

Собеседование с 
молодыми 
специалистами по 
оформлению отчетной 
документации по итогам 
I четверти 

н

о

я
б
р
ь 

1 неделя 

2 неделя 

3 неделя 

4 неделя 

 

 

 

 

Составление отчета о 
происхождении 
учебной программы.  
Собеседование с 
молодым 
специалистом по 
оформлению отчетной 
документации 

Посещение уроков 
молодого 
специалиста с 
целью оказания  
методической  
помощи. 
Консультация: 
Анализ и 
самоанализ урока 

Практическое занятие 
для молодого 
специалиста 
«Планирование учебного 
материала: тематическое 
и поурочное 
планирование» 

Посещение уроков 
молодого специалиста с 
целью оказания  
методической помощи. 

д
е

к

а
б
р
ь 

1 неделя 

2 неделя 

3 неделя 

4 неделя 

 

 

 

 

Составление 
характеристики 
ученика. 
Степень комфортности 
молодого учителя в 
пед. коллективе 

 

Консультации по 
подготовке 
самоанализа 
открытых уроков. 
Посещение 
молодым 
специалистом 
уроков педагога -
наставника 

Аспекты 
профессиональной 
учебной деятельности 
учителя и классного 
руководителя. 

 

Организация и 
проведение уроков с 
использованием здоровье 
сберегающих технологий 
Посещение уроков 
молодого специалиста. 

я
н
в

1 неделя 

2 неделя 

3 неделя 

4 неделя 

 

 

 

 


background image

 

 

а
р
ь 

 

Провести 
диагностику 
успешности работы 
молодого 
специалиста. 
Практическое 
занятие «Психолого 
-  педагогический 
подход к учащимся, 
предупреждение 
педагогической 
запущенности» 

Применение в работе 
информационных 
технологий  
Посещение молодым 
специалистом уроков 
педагога -наставника 
 

Отчет молодого 
специалиста о работе по 
теме самообразования. 
Посещение уроков 
молодого специалиста с 
целью оказания  
методической помощи. 

 

 

ф

е

в
р
а
л
ь 

1 неделя 

2 неделя 

3 неделя 

4 неделя 

 

 

 

 

Практическая помощь 
в подготовке открытого 
урока в рамках школы 
 
 
 

Практическое 
занятие  
«Методы 
активизации 
познавательной 
деятельности 
учащихся» 
 

Посещение уроков 
молодого специалиста с 
целью оказания  
методической помощи, 
их анализ. 
 

Практическое занятие 
«Изучение уровня 
воспитанности 
учащихся» 
Посещение молодого 
специалиста уроков 
педагога - наставника 

м

а
р
т 

1 неделя 

2 неделя 

3 неделя 

4 неделя 

 

 

 

 

Практическая помощь 
в подготовке открытого 
урока в рамках школы 

Открытый уроки 
молодого 
специалиста. 
 
Посещение 
классных часов у 
молодого 
специалиста, их 
анализ 

Посещение уроков 
молодого специалиста с 
целью оказания  
методической помощи, 
их анализ.  
Степень комфортности 
молодого учителя в пед. 
коллективе 

Практическое занятие 
«Инновационные 
процессы в обучении. 
Новые образовательные 
технологии»

  

а

п
р

е

л
ь 

1 неделя 

2 неделя 

3 неделя 

4 неделя 

 

 

 

 

Консультация 
«Правила работы с 
личными делами 
учащихся» 

 

Практическое 
занятие 
«Планирование 
урока. Самоанализ 
урока. Работа по 
организации 
повторения» 

 

Посещение уроков 
молодого специалиста с 
целью оказания  
методической помощи, 
их анализ. 
 

Отчет учителя – 
наставника о работе с 
молодым специалистом. 
Степень выраженности 
личностных качеств.

  

м

а

й 

1 неделя 

2 неделя 

3 неделя 

4 неделя 

 

 

 

 

Практическая помощь  
при составлении 
планирования на 
новый учебный год 

 

Уровень 
сформированности  
организационных и 
коммуникативных 
умений 

Практическое 
занятие 

«Методика 

организации 
итогового 
повторения. Формы 
и методы 
определения уровня 
ЗУН учащихся и 
сравнительного 
анализа» 
 

Собеседование по итогам 
работы года 
(успеваемость, качество)

  

 

 

Выполнение учебных 
программ и их анализ

  

 
Практическая помощь в 
оформлении журналов, 
выставлении итоговых 
оценок 
 

 
 


background image

 

 

Приложение 2 

Программа работы «Школы молодого учителя» при наличии 3х и более молодых 

специалистов 

 

Месяц 

Содержание работы 

Ответственные 

Сентябрь 

 

Час общения "Расскажи о себе" 

 

Знакомство молодых специалистов с традициями 
школы, правилами внутреннего распорядка, 
уставом 

 

Закрепление наставников 

 

Изучение содержания учебных программ, 
нормативных документов по организации учебно-
воспитательного процесса 

 

Изучение нормативной правовой 

документации по правам и льготам молодых 
специалистов 

 

Ознакомление с требованиями оформления 

электронного журнала, журналов 
факультативных и кружковых занятий 

 

 

Октябрь 

 

Круглый стол "Основные проблемы молодого 
учителя" 

 

Практикум по разработке тематических 
поурочных планов и планов воспитательной 
работы 

 

Практическое занятие "Как работать с тетрадями 
и дневниками учащихся. Выполнение единых 
требований к ведению тетрадей" 

 

Час психолога "Как быстрее 
адаптироваться в школе" 

 

 

Ноябрь 

 

Консультация "Проектировочная деятельность 
классного руководителя 

и

 

планирование воспитательной 

работы" 

 

 

Семинар-практикум "Методика проведения 
внеклассных мероприятий 

и

 

праздников" 

 

 

Декабрь 

 

Консультация "Современный урок: структура 
и конструирование" 

 

Семинар-практикум "Анализ урока. Виды 
анализа". Посещение уроков наставников и их 
структурный анализ 

 

 

Январь 

 

Семинар-практикум "Эффективность урока – 
результат организации активной деятельности 
учащихся" 

 

Мастерклассы: "Использование 
современных образовательных технологий 
в учебном процессе" 

 

 


background image

 

 

Февраль 

 

Посещение уроков у молодых 
специалистов 

 

Практикум "Оптимизация выбора методов и 
средств обучения при организации различных 
видов урока" 

 

Обзор периодической педагогической печати 

 

 

Март 

 

Практическое занятие "Организация 
индивидуальной работы с учащимися" 
(посещение уроков молодых учителей, 
самоанализ уроков) 

 

Час психолога. "Проблемы дисциплины на 
уроках". Практикум по решению педагогических 
ситуаций 

 

 

Апрель 

 

Практикум "Содержание, формы и методы 
работы педагога с родителями" 

 

Час психолога 

 

 

Май 

 

Подведение итогов работы "Школы молодого 
учителя", семинар или аукцион 
педагогических идей, или методическая 
выставка достижений молодого учителя 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

 

 

Приложение 3 

 

Отчет наставника о работе с молодым специалистом 

за       учебный год 

 

1.

 

Посещено уроков молодого специалиста  

№ п/п 

Дата 

посещения 

урока 

Тема урока  Положительные аспекты, 

выявленные в ходе 

посещения и анализа 

урока 

Проблемы, выявленные 

в ходе анализа урока 

 

 
 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 
 

 

 

 

 

2.

 

Посещено воспитательных и внеклассных мероприятий 

 

№ п/п 

Дата 

посещения  

Тема занятия 

Оценка мероприятия 

 

 
 

 

 

 

 
 

 

 

 

3.

 

Проведено консультаций по работе с школьной документацией и по организации 

образовательного процесса ______________________ 

 

Дата 

проведения 

Тематика консультаций и бесед 

Дата проведения 

Тематика консультаций и бесед 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

Краткий обзор профессиональных успехов и затруднений молодого специалиста:  

_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________  

_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________  

 

Наставник

 _______________________________/ ____________________________ 

 

 

Молодой специалист

_______________________/ ___________________________ 

 
 
 
 
 
 
 


background image

 

 

Приложение 4 

Анкетирование по результатам наставничества 

 

Анкета молодого специалиста 

 

1.Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? (Да/Нет) 
2.Если да, то где?________________________________________________ 

 

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий 

 

Эффективность программы наставничества 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Насколько комфортно было работать в программе 
наставничества? 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Качество организационных мероприятий (знакомство с 
коллективом, должностными обязанностями и 
квалификационными требованиями) 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Полезность программы профессиональной и должностной 
адаптации 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Организованные для Вас мероприятия по развитию 
конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение 
открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах) 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Качество передачи Вам необходимых теоретических знаний 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Качество передачи Вам необходимых практических навыков 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Качество программы профессиональной адаптации 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Ощущение поддержки от наставника 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Насколько Вы довольны вашей совместной работой? 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

 

3.

 

Что Вы ожидали от программы и своей роли_________________________________ 

 

 

4.

 

Насколько оправдались Ваши ожидания? 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

 

5.

 

Что особенно ценным было для Вас в программе?_____________________________ 

 
 

6.

 

Что Вам не хватило в программе/что хотелось бы изменить?____________________ 

 

7.

 

Как часто проводились мероприятия по развитию конкретных профессиональных 

навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в 
конкурсе): а) очень часто  б) часто    в) редко    г) 1-2 раза   д) никогда 
 

8.

 

Понравилось ли Вам участие в программе? Да/Нет 

 

9.

 

Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничеств? Да/Нет 

 

 

 

Анкета наставника 

 

1.Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? (Да/Нет) 
2.Если да, то где?________________________________________________ 


background image

 

 

 

Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низкий балл, а 10 – самый высокий 

 

Эффективность программы наставничества 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Насколько комфортно было работать в программе 
наставничества? 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Насколько эффективно удалось организовать мероприятия 
(знакомство с коллективом, должностными обязанностями и 
квалификационными требованиями) 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Полезность программы профессиональной и должностной 
адаптации 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Насколько наставляемый овладел необходимыми 
теоретическими знаниями 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Насколько наставляемый овладел необходимыми 
практическими навыками 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Качество программы профессиональной адаптации 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Включенность наставляемого в процесс 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

Насколько Вы довольны вашей совместной работой? 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

 

3.

 

Что Вы ожидали от программы и своей роли_________________________________ 

 

 

4.

 

Насколько оправдались Ваши ожидания? 

1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

 

5.

 

Что особенно ценным было для Вас в программе?_____________________________ 

 
 

6.

 

Что Вам не хватило в программе/что хотелось бы изменить?____________________ 

 

7.

 

Как часто проводились мероприятия по развитию конкретных профессиональных 

навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в 
конкурсе): а) очень часто  б) часто    в) редко    г) 1-2 раза   д) никогда 
 

8.

 

Понравилось ли Вам участие в программе? Да/Нет 

 

9.

 

Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничеств? Да/Нет